Жизнь как единство и борьба противоположностей

Содержание


Введение
1. Определение понятия жизни в философии и биологии
2. Смерть как состояние, противоположное жизни
3. Взаимодействие жизни и смерти как процесс, необходимый для поддержания жизни
Выводы
Список использованной литературы


Введение


Наиболее общими законами диалектики являются переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания. Они выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания. Законы диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии.
Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самое себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития. [1]
Жизнь иногда называют дуэлью со смертью. В каком-то смысле Это действительно так, и не потому, что, к примеру, в условиях дикой природы ситуация зачастую выглядит так, что существо должно либо убить другое существо, либо погибнуть само. Дело в том, что даже на протяжени жизни организма жизнь и смерть внутри него взаимодействуют, и без смерти, как бы парадоксально это ни звучало, не может быть жизни. Как и в других предметах и явлениях, в жизни содержится её противоположность — смерть. Это борьба между жизнью и смертью обеспечивает и развитие, и саму жизнь.


1. Определение понятия жизни в философии и биологии


В метафизическом материализме движение понимается, как правило, в узком смысле как пространственное перемещение объекта, и при этом объект качественно не изменяется. В диалектическом материализме движение понимается в широком смысле как любое изменение объекта. В противоположность механической концепции, в которой движение противопоставлялось покою и тем самым понималось как частное свойство материи, диалектический материализм рассматривает движение, изменение как способ существования материи. Материя не теряет и не приобретает способности к изменению. [2, с. 47]
Движение — это любое изменение, внутренне связанное единство бытия и небытия, различия и тождества, стабильности и изменчивости, того, что исчезает с тем, что появляется. Поэтому развитие можно считать высшей формой движения. [3, с. 156]
Движение обусловлено как внешними воздействиями, так и внутренней активностью объектов.
Не всякое качественное изменение является развитием. Развитие — это движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к более высокому, новому качеству. [4, с. 75]
Источником развития являются внутренние противоречия, свойственные каждому предмету и явлению. Они предполагают друг друга и ведут между собой борьбу. Противоречие, как причина, разрешаясь, порождает следствие. [5, с. 254; 6, с. 245]
Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется возникновение нового. Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон отрицания отрицания даёт обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качественного состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития, и преемственность между старым и новым. Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в себе в преобразованном виде. [1; 7, с. 61]
Процесс развития — постоянный переход количества в качество. Это одновременно и непрерывный, и прерывающийся процесс. При этом количественные изменения явлений до известного предела носят характер относительно непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который, изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. [8, с. 397]
Мера — философская категория, выражающая целостное единство качественной и количественной определённостей предмета. Мера — количественные границы существования данного качества, интервал, внутри которого количественные изменения не вызывают качественных изменений. Данный интервал может быть сравнительно широк или узок, превращаясь порой в точку. Значение границ этого интервала изменяется с изменением условий, положение границ может быть нечетким и трудноопределимым.
Только на определённой ступени развития, при определённых условиях объект теряет своё прежнее качество и становится новым. Происходит скачок. [9, с. 69; 5, с. 76]
Эту схему можно проиллюстрировать на примере живого организма. Каждая новая стадия его развития возникает на основе старой, являясь в то же время и её отрицанием.
Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явление извне. Оно результат его собственного, внутреннего развития. Предметы и явления противоречивы и, развиваясь на основе внутренних противоположностей, сами создают условия для собственного уничтожения, для перехода в новое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самодвижения предметов и явлений. [10; 11, с. 180]
Организм возникает из одной клетки, и развитие его идёт тем же путём. Зигота, разделившись надвое, перестаёт быть зиготой и, отрицая себя, переходит к этапу дробления. Здесь свойством, заложенным в клетке, которое толкнуло клетку на отрицание самой себя, есть способность к делению, заложенная в самом клеточном цикле. Жизненный цикл клетки устроен так, что он завершается делением, а предшествующие этому процессу стадии — лишь подготовительные этапы на пути к этому процессу. И вот, когда они пройдены и количественные изменения накоплены в достаточной степени, происходит качественный скачок — клетка перестаёт существовать в своём прежнем виде и делится надвое. Эти две дочерние клетки повторяют материнскую, но не тождественны ей, и они начинают новый этап развития.
По мере деления число бластомеров растёт — накапливаются количественные изменения; это происходит до тех пор, пока число бластомеров не достигает 64 (как правило) и образуется небольшая полость — это следующий качественный скачок, когда зародыш переходит к стадии бластулы. На каждом этапе организация усложняется. Самой простой она была на стадии одной клетки. На этапе первых двух бластомеров организм отрицает одноклеточность и переходит на качественно новый уровень организации — многоклеточный. Конечно, сам по себе многоклеточный уровень стоит выше одноклеточного, но если рассматривать каждый период в отдельности, то клетка, завершившая цикл и готовая к делению представляет собой более поздний этап, чем период дробления, когда это дробление только началось. В свою очередь, стадия дробления, подходящая к концу, когда число бластомеров достигло критической точки, — более поздний этап, чем начальный этап бластулы. Каждый период развития имеет свой начальный этап, когда весь путь ещё предстоит пройти, середину, и этап заключительный, когда путь пройден и период завершается. Сам по себе завершающий этап стоит выше начального, но при этом начальный этап принадлежит более позднему периоду развития. Таким образом, развитие и продолжается, и начинается сначала. То есть, развитие идёт по расширяющейся спирали, и на каждом этапе организм в каком-то смысле начинает сначала. Переходя к стадии бластулы, организм уже отрицает дробление, которое раньше отрицало клетку — отрицает отрицание — и с новым качественным скачком начинает новый период развития.
Таким образом, в результате отрицания уничтожается старое и утверждается новое. Но с возникновением нового развитие не прекращается: никакое новое не остаётся вечно новым. Развиваясь, оно готовит предпосылки, условия для возникновения еще более нового и передового. И как только эти предпосылки и условия созреют, снова наступает отрицание. Поскольку всякая высшая ступень развития отрицает в низших только то, что устарело, воспринимая и умножая в то же время достижения предыдущих ступеней, развитие в целом приобретает прогрессивный, поступательный характер. Развитие выступает, таким образом, как бесчисленное множество следующих друг за другом отрицаний, как бесконечная замена, преодоление старого новым.
Но что же такое сама жизнь? Философия рассматривает жизнь как форму движения материи, обладающую рядом особенностей, таких как обмен веществ, разрушение и образование огранических структур, диссимиляция и ассимиляция [12, с. 132]. Примерно такое же определение дают биологи, отмечая при этом способность к росту и размножению, раздражимость, приспособляемость к среде, наследственность и изменчивость, регуляцию своего состава и функций как неотъемлемые характеристики живого. [13, с. 235-238; 14, с. 367-370]
Рассмотрим указанные свойства живого в контексте философского понимания движения.
Рост. Организм развивается из одной клетки, и потому каждая клетка нашего тела несёт в своём ядре одинаковый набор генов, то есть, наследственная информация во всех клетках нашего организма идентична. Однако сами клетки при этом различаются и по своему строению, и по функциям. [15, с. 65]
На первоначальном этапе развития все дочерние клетки идентичны друг другу. Выше уже рассматривался пример с развитием. Дифференцировка у разных видов запускается по-разному и в разное время, но ясно одно: она является следствием накопившихся изменений в клетке либо в клеточном окружении, то есть, оказывается превышена мера, позволявшая оставаться клетке в прежнем состоянии, что и заставляет клетку перейти на новый уровень.
С другой стороны, даже во взрослом организме есть клетки, сходные друг с другом — это клетки одной ткани, одного органа, выполняющие одинаковые функции. Тождественны ли они друг другу? Тоже нет. Точно так же, как и не тождественны самим себе. Во время функционирования клетки происходят разнообразные процессы, изменяется внутренняя среда, активность ферментов, соотношение ионов.
В процессе роста меняется и внешний вид организма, и его размеры, и функциональные особенности. Все эти изменения заложены с самого начала в одной-единственной клетке. Это информация, записанная в ДНК, и в самой ДНК записаны не просто особенности, которые должен приобрести организм, его черты — в этой двухцепочечной молекуле представлена сама тенденция к развитию через отрицание.
Наследственная информация записана в ДНК в виде последовательности нуклеотидов, которая передаётся дочерним клеткам в полном объёме в процессе деления. Представляет интерес сама редупликация ДНК — процесс, в результате которого из одной молекулы получается две. Две спирали ДНК комплементарны друг другу, и это значит, что когда они отделяются друг от друга, то на каждой из них автоматически начинает достраиваться вторая цепочка. Здесь прежняя молекула ДНК перестаёт существовать, а из неё возникает две новых, и это свойство заложено в самой её двухцепочечной стуртуре.
Кроме того, сами составляющие молекулу две цепочки являются полными противоположностями друг другу, как бы зеркальным отражением. В этом заключается их комплементарность, способность дополнять друг друга. Во время репликации на оставшейся цепочке ДНК достраивается её противоположность. Вместе они — две противоположности, составляющие одно целое и вместе с тем несущие в себе потенциал для дальнейшего развития через отрицание.
Наследственность и изменчивость, обеспечиваемые молекулой ДНК, — сами по себе две неразделимые противоположности. Первая обеспечивает сохранность генетической информации в ряду поколений, передачу её от родителей потомкам, отвечает за постоянство вида. Вторая отвечает за его изменяемость и приспособляемость к изменяющимся условиям среды.
С одной стороны, изменчивость как бы противостоит наследственности, ведь она исключает цель, которой служит наследственность: сохранение генома и передача его в неизменном виде потомству. И наоборот, наследственность, которая призвана сохранить геном нетронутым, противостоит изменчивости. И тем не менее, эти две противоположности нуждаются друг в друге: ведь именно наследственность закрепляет и передаёт изменения в геноме в ряду поколений, а изменчивость, внося изменения в геном, обеспечивает лучшую приспособляемость организма к условиям среды и повышая вероятность его выживаемости, а значит, обеспечивает саму возможность передачи наследственной информации потомству.
Изменчивость обеспечивается мутациями и рекомбинациями во время полового размножения. Далеко не все мутации сохраняются и передаются потомству. Процессу мутаций противостоит процесс репараций — восстановления изменений до первоначального состояния. В норме этот процесс сбалансирован настолько, что возникающие изменения не выходят за пределы видовой нормы и не отражаются на популяции, а особи, имеющие отклонения, как правило, элиминируются. То есть, колебания происходят в пределах меры. Но если условия существования изменяются, это равновесие начинает сдвигаться, формируя приспособленные к новым условиям особи, которые будут всё более и более отличны от родительских форм, и в какой-то момент эти отличия станут настолько сильны, что они перестают принадлежать прежней популяции, неспособны скрещиваться с её представителями и таким образом, образуют новый вид. Мера превышается и осуществляется качественный переход. Так осуществляется процесс видообразования.
Процесс размножения идёт даже в организме, не достигшем половой зрелости, ведь сам рост сопровождается делением клеток. Это простейшая форма размножения. Процессу размножения предшествует очень тщательная подготовка. На протяжении своего цикла развития клетка проходит ряд последовательных фаз и завершается этот процесс исчезновением данной единицы и образованием двух новых. Той клетки, которая была, уже нет, и всё же она не пропала бесследно и не превратилась в ничто — она совершила качественный переход и стала двумя дочерними клетками. Без размножения, таким образом, невозможны ни рост и развитие, ни передача наследственной информации.
Гомеостаз — относительно динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных биологических функций организма. [16] Живые системы способны самостоятельно регулировать свой состав и функции. Это постоянство изменений, характерных именно для этого организма, именно в таких пропорциях. Если что-то нарушает это равновесие, система стремится его восстановить. Если восстановление невозможно, такая ситуация ведёт организм к болезни и гибели. По этой причине живые системы являются информационными формами отражения. Информационное отражение связано с использованием результатов воздействий. [17, с. 35]
Раздражимость — это способность организма специфически реагировать на воздействия определённых раздражителей из внешней и внутренней среды. Вступая во взаимодействие с предметом или явлением, организм изменяется, и характер этих изменений зависит от природы того, с чем он провзаимодействовал. По тем изменениям, которые произошли, можно определить характер взаимодействия и с чем именно взаимодействовал организм. Недаром врачи, чтобы поставить диагноз, спрашивают о симптомах заболевания. Таким образом, раздражимость — это форма отражения.
Итак, живое растёт, развивается, реагирует на изменения в окружающей среде и изменяется соответственно этим изменениям, также может передавать эти изменения потомству. Но те же самые процессы, которые двигают живое вперёд, расшатывают внутреннее равновесие и приближают живое к смерти.
Только постоянно используя приток свободной энергии система может непрерывно обновляться и этим тормозить своё нисхождение в состояние термодинамического равновесия. Свойственный процессам жизни динамический порядок может поддерживаться только за счёт постоянной компенсации производства энтропии. [18, c. 30]
Живое является саморегулирующейся системой и остаётся живым до тех пор, пока может поддерживать происходящие внутри себя процессы в равновесии, т.е., пока не нарушена его мера вещи. Как только мера нарушается, происходит качественный скачок и переход из состояния живого в неживое, наступает смерть.


2. Смерть как состояние, противоположное жизни


Развитие живого организма рано или поздно завершается его гибелью. Смерть — есть состояние, противоположное жизни.
В философской энциклопеди смерть определяется как прекращение жизни, естественный конец единичного существа или насильственное умерщвление не только индивидов, но и целых видов животных и растений. [19, с. 571]
Согласно модели развивающегося объекта, в ходе развития выделяются четыре стадии: возникновение, восходящая ветвь, нисходящая ветвь, исчезновение. [2, с. 61] В первом разделе были рассмотрены возникновение и восходящая стадия.
Материальная система проходит через некую высшую точку развития и вступает в нисходящую ветвь. На этой стадии происходит относительное упрощение структуры, сокращение множества возможностей, возрастание степени неупорядоченности. Конкретная отдельная материальная система не может существовать и развиваться вечно. Рано или поздно она исчерпывает свои возможности, идёт процесс дезорганизации внутренних связей, система становится неустойчвой и под влиянием внешних и внутренних факторов она прекращает своё существование, переходя в нечто иное. [2, с. 61]
На стадии нисходящей ветви, которая у живых организмов называется старением, инволюционные процессы начинают преобладать над эволюционными. Пока это происходит в проделах допустимой меры, живое остаётся живым.
Переход от низшего к высшему возникает потому, что в низшем в скрытом виде содержатся тенденции, ведущие к высшему, а высшее есть развитое низшее. При этом только на достаточно высокой ступени развития полностью выявляются и впервые становятся понятными намёки на высшее, содержащееся в низшем. Например, вся информация, необходимая для развития организма во взрослую особь, содержится в ядре одной-единственной клетки, из которой этот организм потом развивается — зиготы.
Учёные ещё не могут выяснить, какие именно механизмы ведут к старению, но совершенно определённо, что это комплекс факторов.
Каждая клетка имеет определённый лимит делений, который зависит от видовой принадлежности организма. Кроме этого, накапливаются ошибки в наследственном аппарате, нарушения в органеллах клетки. Всё это расшатывает равновесие — клетка всё хуже и хуже выполняет свои функции — и ведёт к тому, что мера в конце концов превышается и клетка гибнет. Аналогичный процесс происходит и в организме в целом. Как в клетке, так и в организме в целом, постоянно протекают как эволюционные, так и инволюционные процессы. Пока эти процессы пребывают в определённом равновесии, в пределах меры, организм продолжает своё существование в этой форме. Однако со временем инволюционные процессы неизбежно нарастают, с возрастом в организме старых клеток становится всё больше, всё больше клеток гибнет. Равновесие всё больше смещается в эту сторону, и когда оно достигает границы меры, наступает смерть. Это естественная смерть от старости.
Смерть также может быть преждевременной, когда возможности организма для развития ещё не исчерпаны. Тем не менее, здесь тоже нарушается баланс между инволюционными и эволюционными процессами, и последние превышают меру, приводя к гибели. Организм — сложная и хрупкая система, и расшатать это равновение достаточно легко. При том, что он имеет внутренние ресурсы для восстановления, резкое превышение допустимого уровня инволюционных процессов приводит организм к гибели. Это может случиться в результате тяжёлой болезни или травмы, когда инволюционные процессы будут нарастать со слишком большой скоростью, чтобы их можно было уравновесить, и мера оказываетсч перейдена очень быстро, в некоторых случаях даже пректически внезапно. Это может быть, к примеру, в результате серьёзной травмы, когда значительная часть клеток оказывается повреждена и не может выполнять свою функцию, жизненно необходимую для работы оставшейся части клеток, в результате чего здоровые клетки погибают вслед за повреждёнными. Например, результатом ранения будет не только местное повреждение, но и потеря крови, влекущая за собой нарушение снабжения других клеток организма питательными веществами и кислородом, а также удаления продуктов распада, что в свою очередь усиливает инволюционные процессы в этих клетках, ведёт к нарушению баланса и превышению меры, когда клетка гибнет. Кроме того, в зависимости от места ранения эти же процессы могут усиливаться тем, что повреждён жизненно важный орган. Таким образом, давление со стороны инволюционных процессов будет ещё больше и мера будет перейдена скорее.
В случае с высокоразвитыми организмами, такими, как человек, значение будет иметь не только и не столько соотношение эволюционнах и инволюционных процессов в целом, но и то, где они происходят. Индивид погибает со смертью головного мозга: таким образом, если инволюционные процессы затронули исключительно или преимущественно клетки мозга, всё остальное тело при условии обеспечения необходимой медицинской поддержки может продолжать жить, но жить оно будет уже в совершенно ином качестве, поскольку мера, позволявшая оставаться тем, кем он был, окажется перейдена.
Здесь следует уточнить один момент. Качество — философская категория, выражающая существенную определённость предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет. [20, с. 237] Смерть — это прекращение жизнедеятельности организма. Но ведь с наступлением смерти организма клетки не погибают все одновременно, по команде. У человека наступление смерти констатируется смертью мозга. Для этого достаточно, к примеру, на несколько минут лишить его доступа кислорода. При этом в других органах и тканях могут продолжаться процессы жизнедеятельности в течение нескольких часов и даже дней. Известен случай, когда трагичеси погибшую беременную женщину на позднем сроке подключили к аппаратам жизнеобеспечения, чтобы её тело выполняло функцию инкубатора для младенца. Что же это получается? Мёртвая женщина родила ребёнка? И если так, то что такое вообще смерть?
Вероятно, правильнее будет сказать, что смерть — это не просто прекращение жизнедеятельности организма, но прекращение существования данного конкретного организма в том качестве, которое было. В данном случае это то, что делает человека человеком — его опыт, знания, личностные характеристики. Всё это было потеряно со смертью головного мозга. Тот человек, которым была эта женщина, умер, но её тело продолжало жить, уже не будучи ею, а в совершенно другом качестве. Так же бывает и с донорскими органами: живой орган, взятый, пусть даже у мёртвого человека, это не человек — это даже не организм, а лишь его часть, но в нём живые, функционирующие клетки, и сам орган поэтому живой, хоть эта жизнь и продолжается в другом качестве.
С другой стороны, если рассматривать как самостоятельный организм клетку, то получается, что данная конкретная клетка заканчивает своё существование в этом качестве в тот момент, когда делится надвое. Эта смерть не будет сопровождаться ухудшением функций, характерным для старения многоклеточного организма — клетка просто перестаёт существовать в том качестве, в котором была, и переходит в другое — она становится двумя другими клетками. Здесь один и тот же процесс является одновременно и рождением, и смертью — смертью старой особи и рождением двух новых. А ведь это тот самый процесс, который обеспечивает и рост, и развитие многоклеточного организма. Выходит, для того, чтобы родиться, мы должны умереть не одну сотню и даже не одну тысячу раз!


3. Взаимодействие жизни и смерти как процесс, необходимый для поддержания жизни


Итак, выходит, что смерть, являясь противоположностью жизни, от жизни, тем не менее, неотделима. Можно начать буквально с того, что само зачатие уже является смертью. Ведь в момент, когда сливаются сперматозоид и яйцеклетка, они перестают существовать как две отдельные клетки, которыми были раньше, и становятся чем-то иным — формируют зиготу, одну клетку, обладающую уже другими особенностями и функциями, отличными от тех, что были характерны для образовавших её клеток. Продолжая развитие и вступая на путь многоклеточности, зигота умирает и становится первыми двумя бластомерами. То есть, само развитие каждый раз сопровождается смертью — смертью старого и рождением нового. Смерть — это отрицание жизни, но в этот же момент жизнь отрицает смерть, перерождаясь в новом качестве. Так смерть обеспечивает развитие, и становится ясно, что без смерти развитие невозможно.
Быть может, без смерти возможна жизнь? Вот взрослый, сформированный организм, которому уже не надо расти, — обойдётся ли он без смерти? Обойдётся ли он, точнее сказать, без смерти составляющих его клеток, потому что, конечно, совершенно очевидно, что живой организм нуждается в питании, а питание для одного является смертью для другого.
Прежде всего, жизнь — это движение, но не только жизнь является движением. Движение — это способ существования всего материального мира. Живые системы обладают гомеостазом, а гомеостаз — это постоянство движения. Таким образом, даже в обстановке строгого эксперимента мы не сможем поместить организм в условия, где бы он совершенно не менялся.
Деление клеток продолжается, хоть и с меньшей интенсивностью, и во взрослом организме. Клетки разных тканей имеют разную продолжительность жизни. Самые короткоживущие из них — клетки крови. К примеру, продолжительность жизни лейкоцитов 2-4 дня. Это обусловлено их функциями. Лейкоциты — белые кровяные тельца, их функция — защита организма от чужеродных возбудителей и бактерий. Одни из них погибают под действием бактерий, другие — проходят через эпителий пищеварительного тракта и удаляются из организма. Их число все время пополняется за счет вновь образующихся из клеток костного мозга, селезенки и лимфатических узлов. Без иммунной защиты организм не сможет противостоять ни одному заболеванию, а формирование иммунной системы невозможно без деления клеток и дифференцировки. Немногим дольше живут тромбоциты; эритроциты по сравнению с этими двумя видами клеток вообще долгожители, но и они живут не больше четырёх месяцев. Таким образом, кровь в организме постоянно обновляется, а это и есть переходящие друг в друга процессы рождения и смерти. [21, с. 95-107]
Кроме того, что клетки стареют и умирают и по этой причине вынуждены замещаться новыми — а каждое деление это тоже смерть — клетки иногда гибнут преждевременно. Они тоже должны замещаться новыми. Каждый день мы теряем волосы, с поверхности сшелушиваются частички кожи и так далее.
Таким образом, даже если поместить организм в совершенно идеальные условия, где ему ничего не будет угрожать извне, мы не можем избежать обновления в популяции клеток, а это значит, что жизнь и смерть всегда будут сопутствовать друг другу. В живом организме невозможно создать условия, чтобы клетки перестали делиться.
Если же клетки перестают делиться, они начинают стареть.
Так клетка движется к смерти если не путём деления, то путём его преращения. И второй путь ещё хуже первого, потому что он приближает к смерти и весь организм. Больше не происходит обновления, количество старых клеток растёт, а молодых — наоборот уменьшается, он исчерпывает свои ресурсы и в конце концов гибнет.
Так что, можно сказать, в каком-то смысле, не жизнь борется со смертью и не смерть с жизнью, а смерть со смертью борются за жизнь. К сожалению, в этой дуэли кто бы ни победил, побеждает смерть — по крайней мере, в том, что касается жизни и смерти отдельного организма.
С другой стороны, в линии половых клеток старение отсутствует. Это необходимо для продолжения рода, иначе каждая последующая особь будет рождаться более старой, чем предыдущая, и вид в конце концов исчезнет, а учитывая, что закон распространяется на всё живое, то исчезнет и сама жизнь. Чтобы этого не произошло, во время формирования половых клеток осуществляется процесс их омоложения. Конечно, более молодая клетка не может взяться из ниоткуда. Этот ресурс, соответственно закону о единстве и борьбе противоположностей, существует в самой клетке. В клетке, как и в целом многоклеточном организме, идут как эволюционные, так и инволюционные процессы. Когда вторые начинают преобладать над первыми, организм начинает стареть. Если бы можно было убрать из организма старые клетки, перебросив более молодым имеющиеся в них полезные ресурсы, произошло бы омоложение. Примерно это и происходит во время формирования половых клеток. При созревании яйцеклетки из одной предшественницы — овогонии — после двух делений формируется три направляющих тельца и одна яйцеклетка. Есть мнение, что именно эти направляющие тельца, которые потом элиминируются, и несут отбракованный, инволюционный материал. [22, с. 57-60; 23, с. 38] В свою очередь, в этом процессе усматривается всё тот же процессс развития: первичный овоцит при первом мейотическом делении отрицая старое и сохраняя прогрессивное, делится на две клетки: первое направительное тельце, которое после второго деления элиминируется — оно-то и несёт отбракованный инволюционный материал — и вторичный овоцит. Вторичный овоцит продолжает своё развитие. Переходя уже к отрицанию отрицания, клетка во время второго деления снова отрицает старое, и отбраковав ненужный материал в виде второго полярного тельца, продолжает своё развитие в виде яйцеклетки. Получается, для того, чтобы восстановить ресурсы в одной клетке, которая даст продолжение роду, организму следует пожертвовать тремя.
Соматические клетки делятся не так, как генеративные. Если в результате мейоза из одной клетки-предшественницы получается одна яйцеклетка и три направительных тельца с отбракованным материалом, то в результате митоза одна соматическая клетка делится на две одинаковые дочерние, обе из которых наследовали как эволюционные, так и инволюционные изменения в материнской клетке. Если бы процесс деления во взрослом организме периодически шёл образом, аналогичным процессу созревания яйцеклетки, когда одна из дочерних клеток получала бы всё самое прогресивное, а во вторую выбрасывался бы весь отбракованный материал с последующей элиминацией этой клетки, возможно, организм смог бы существовать вечно.
Нечто похожее происходит и в популяции в целом. Ради продолжения рода взрослый организм воспроизводит более молодое потомство, которому передаёт часть собственных ресурсов, при этом инволюционные изменения, произошледшие в зрелом организме за время его жизни, потомство не затрагивают. Популяция обновляется, пополняемая молодыми особями, и до тех пор, пока соотношение молодых и старых особей будет поддерживаться в равновесии, популяция будет существовать. Если же количество детёнышей в популяции уменьшается, или они рождаются больными, или не успевают достичь репродуктивного возраста, она начинает стареть и может совсем исчезнуть с лица земли.
Выше уже было сказано об особенностях строения молекулы ДНК, о двойной спирали, о её двойственной природе и о том, как через отрицание она обеспечивает развитие. Хотелось бы обратить внимание ещё на один момент. Здесь уже говорилось о том, что клетка имеет свой лимит делений, характерный для своего вида. Это обеспечивается особенностями строения молекулы ДНК, имеющей на своих концах специальные фрагменты — теломеры, предохраняющие хромосомы от слипания. Однако репликация этих участков затруднена; по-видимому, она идёт только в недифференцированных клетках, поэтому с каждым делением эти участки становятся всё короче, пока не достигнут критической длины, после которой деление невозможно. Таким образом, эти теломерные участки с одной стороны, создают условия для поддержания жизни, с другой же являются одной из причин, ведущих клетку и организм к старости и смерти. Это ещё один пример двойственности природы нашего генотипа и строения самой молекулы ДНК, здесь также ясно прослеживается борьба двух противоположностей — жизни и смерти.
Надо сказать, природой действительно предусмотрен механизм элиминации очень старых и повреждённых клеток. Это апоптоз — запрограммированная гибель клетки, процесс, запускающийся самой клеткой при достижении некоего барьера в накоплении инволюционных изменений, достижении меры. Апоптоз не обязательно совершается в клетке, исчерпавшей свой лимит делений и прошедшей дифференцировку. Он служит механизмом, предупреждающим появление в организме популяций неправильно фунционирующих клеток, больных, клеток с нарушениями.
На каждой стадии клеточного цикла есть свои «сверочные точки», когда клетка проверяет себя на наличие критических ошибок. Как правило, это ошибки, связанные с воспроизведением наследственного материала, потому что именно там лежит информация, координирующая поведение клетки, её функции. При работе любой системы могут быть отклонения, но наличие таких критических ошибок — есть превышение меры, запускающее в клетке механизм самоуничтожения.
При этом, для запуска самого механизма апоптоза нужны определённые энергетические ресурсы, таким образом, самоуничтожение клетки включается на стадии, когда она ещё способна функционировать, в ряде случаев даже способна пройти деление.
Возникает вопрос: не является ли это напрасной тратой ресурсов? Зачем погибать клетке, которая ещё способна что-то сделать для организма? В конце концов, у апоптоза есть альтернатива — некроз.
Некроз развивается при очень сильном повреждении клетки или столь же сильном изменении условий её существования (каковым, например, является прекращение кровотока в близлежащих сосудах). То есть, это такие повреждения или условия, при которых механизмы апоптоза сработать не могут: либо они повреждены сами, либо клетка не имеет энергетических и пластических ресурсов для их функционирования. В отличие от апоптоза, который до самого конца происходит при неповреждённой мембране клетки, что защищает соседние клетки от разрушающего воздействия, при некрозе мембрана повреждается, и продукты клеточного распада высовобождаются в межклеточную среду. Это вызывает, во-первых, повреждение соседних клеток, где тоже начинаются процессы апоптоза или некроза, а во-вторых, начало воспалительного процесса. Оба процесса, как апоптоз, так и некроз, могут завершится очень быстро — за один или несколько часов. При этом выявить при микроскопическом исследовании клетки, находящиеся на стадии апоптоза, гораздо проблематичнее, чем случаи некроза, и причина этого заключается как раз в масштабности последствий последнего. [22, с. 453-456]
Итак, нет сомнений в том, что гибель более жизнеспособной клетки путём апоптоза предпочтительнее некротического пути, когда в процесс вовлекаются и здоровые клетки организма.
С другой стороны, на смену несостоявшемуся апоптозу вовсе не обязательно должен прийти некроз. В некоторых случаях клетка может продолжать функционировать и даже делиться. И если так, так ли необходима эта смерть, если может продолжаться жизнь?
Апоптоз — один из механизмов, сопутствующих дифференцировке тканей и органов. К примеру, много клеток неизбежно гибнет в процессе созревания иммунной системы. Сохранившиеся рудименты, такие как, напрмер, перепонки между пальцами у человека — результат непройденного апоптоза там, где он должен был состояться. Здесь смерть необходима для правильного развития, и если такой дефект, как перепонки, не оказывает воздействия на функционирование организма, то нарушения в формировании жизненно важных органов могут быть фатальными. Это показывает, что сохранить все клетки не только невозможно, но и просто опасно для жизни.
И есть ещё один момент, когда, как уже было сказано, имеющая нарушения клетка продолжает не только функционировать, но и делиться. Этот путь опасен тем, что в результате возникает популяция больных клеток, которые не только функционируют не так, как им положено, но и плодят себе подобных, при этом нарушения в них будут только нарастать. За десять таких делений из одной больной клетки может получиться 1024. Эти клетки не только не будут правильно выполнять свою функцию, но и будут отрицательно влиять на окружающие их здоровые. Если же нарушения пойдут достаточно далеко и будет перейдена определённая мера, клетки могут утратить дифференцировку и обрести бессмертие, а следовательно, начать делиться бесконтрольно, тем самым совершая качественный переход от обычной соматической клетки к злокачественной. Эти клетки уже не выполняют свои фукнции, но потребляют ресурсы организма, отравляют окружение продуктами распада, мешают соседним клеткам. Так отсутствие маленькой смерти в пользу маленькой жизни — жизни больной клетки — влечёт за собой смерть большую — гибель целого организма. То есть, в любом случае, для того, чтобы один жил, другой должен умереть: либо погибнет больная клетка и будет жить организм — либо наоборот.
Итак, эти факты ясно говорят о том, что смерть необходима для продолжения жизни, что гибель клеток во время апоптоза не есть напрасная растрата ресурсов — это забота об организме и смерть во имя жизни, смерть, поддерживающая жизнь. Здесь своевременная гибель позволяет дольше поддерживать такой баланс эволюционных и инволюционных процессов, при котором возможно продолжение жизни. Об этом процессе, когда элиминируются клетки с инволюционными изменениями, можно сказать, что смерть убивает смерть.
Если противоречие — источник борьбы противоположностей, то соответствие — движущая сила их единства. Многозначным термином «единство» здесь обозначается такое взаимодействие противоположностей, которое направлено на взаимное поддержание их существования, а не на взаимное уничтожение. [24, с. 20]
Смерть есть отрицание жизни, и в самой жизни содержится смерть. Деление клетки, как акт смерти того организма, которым эта клетка являлась, одновременно является и актом рождения. Оно обеспечивает рост, развитие организма, воспроизведение потомства. А элиминация старых, больных, не выполняющих свои функции клеток не даёт инволюционным изменениям перейти меру, поддерживая в организме жизнь. Жизнь и смерть неразрывно связаны не только тем, что смертью завершается цикл развития, но и тем, что сама жизнь без смерти невозможна.


Выводы


Итак, жизнь — это особая форма движения материи. Характерные свойства живого — рост, развитие, поддержание постоянства внутренней среды, обмен веществ, раздражимость, наследственность и изменчивость — подчиняются законам диалектики и обладают двойственной природой. Эта двойственность проявляется на всех уровнях организации от молекулярного до организменного и популяционного. Само понятие жизни также обладает двойственной природой, потому что включает в себя смерть. Смерть не просто как прекращение жизнедеятельности организма, но в целом как переход в иное качество: от гамет — к зиготе, от зиготы — к развивающемуся многоклеточному организму. Поэтому можно говорить о том, что жизнь и смерть находятся не только в борьбе, но и в единстве.
Да, смерть является состоянием, противоположным жизни, и тем не менее, без смерти нет и не может быть жизни. Это происходит начиная с зародышевой линии клеток, которые ради того, чтобы оставаться вечно молодыми, вынуждены в процессе созревания отбраковывать несущий в себе инволюционные изменения материал. Ради этой цели в ходе оогенеза из четырых, образующихся в результате мейотического деления клеток, гибнет три. Зато оставшаяся, четвёртая, получает «вторую жизнь», причём и в прямом, и в переносном смысле, поскольку после оплодотворения даёт жизнь другому, молодому организму.
С накоплением инволюционных изменений организм начинает стареть и всё ближе движется к точке невозврата — к границе той меры, за которой его функционирование будет невозможно. Спасаться от этих инволюционных изменений можно опять же только путём смерти и до какого-то момента организму это удаётся.
Да, жизнь — дуэль со смертью, но не просто дуэль. Смерть, в конце концов побеждающая жизнь — не только её враг, её противоборствующая противоположность, но в той же самой мере и необходимая её составляющая. Недостаток смерти, как это ни парадоксально, убивает жизнь, как это было показано в примерах с некрозом или развитием злокачественной опухоли. Напротив же, апоптоз, который по своей сути, тоже является инволюционным процессом, убивая клетки с инволюционными изменениями и тем самым препятствуя передаче этих изменений потомкам, а значит, препятствуя формированию популяций клеток, которые будут нести организму вред, работает на благо жизни.
Смерть может иметь разные обличия и причины, а также может приводить к разным результатам. Но в конечном итоге, для поддержания жизни необходимо поддержание именно равновесия эволюционных и инволюционных процессов, и отказаться от смерти в пользу жизни не позволит сама жизнь.

2011 г.


Список использованной литературы


1. Законы диалектики [Электронный ресурс] / Диалектика: принципы, законы, категории — Режим доступа: http://www.philcateg.net.ru/01.shtml.
2. Ильин, В. В. Философия в схемах и комментариях : [учебное пособие] / В. Ильин, А. Машенцев. — СПб : Питер, 2006. — 303 с.
3. Філософія: Навчальний посібник / [ред. І. Ф. Надольний]. — 2-ге вид. — К. : Вікар, 2001. — 457 с. — (Вища освіта XXI століття).
4. Воловик В. И. Введение в философию. Учебное пособие / Воловик В. И. — Запорожье : Просвита, 2000. — 176 с.
5. Ивашин А. А. Диалектическая философия: Монография / Ивашин А. А. — 2-е изд. — Одесса : Фенікс, 2007. — 440с.
6. Волчек Е. З. Философия: Учебное пособие с хрестоматийными извлечениями / Волчек Е. В. — Минск : Интерпрессервис, 2003. — 544с.
7. Актуальные вопросы диалектики: Тезисы XIII ежегодной научно-практической конференции кафедры философии РАН (Москва, 31 января-1 февраля 200 г.) — М. : Российская академия наук, 2000. — 256 с.
8. Грушин Б. А. Развитие // Новая философская энциклопедия: В 4 т. [руководитель проекта В. С. Стёпин]. — М. : Мысль, 2010. Т.3. — 2010. — 692 с.
9. Босенко В. А. Всеобщая теория развития / Босенко В. А. — К. : Б.и., 2001. — 469 с.
10. Закон отрицания отрицания [Электронный ресурс] / Философские категории как отражение действительности — Режим доступа: http://www.philcateg.net.ru/05.shtml.
11. Вышегородцева О. В. Отрицание отрицания // Новая философская энциклопедия: В 4 т. [руководитель проекта В. С. Стёпин]. — М. : Мысль, 2010. Т.3. — 2010. — 692 с.
12. Философский словарь / [ред. Розенталь М. М.]. — 3-е изд. — М. : Политиздат, 1972. – 496 с.
13. Малиновский А. А. Жизнь // Большая Советская Энциклопедия. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1972. Т.9. — 1972. — 624 с.
14. Хрущов Г. К. Жизнь // Популярная Медицинская Энциклопедия. [ред. Бакулев А. Н., Петров Ф. Н.]. — 3-е изд. Т.9. — М.: Советская энциклопедия, 1964. — 1256 с.
15. Гилберт С. Биология развития: В 3-х томах. / [пер. с англ.]. — М. : Мир, 1994. Т.2. — 1994. — 235 с.
16. Гомеостаз и регуляция физиологических систем организма : / [Лищук В. А., Лорд Б., Павлович-Кентера В., Нефедов В. П.], — Новосибирск : Наука, 1992 . — 252 с.
17. Биофилософия / [ред. А. Т. Шаталов]. — М. : ИФРАН, 1997. — 264 с.
18. Корочкин Л. И. Жизнь // Новая философская энциклопедия: В 4 т. [руководитель проекта В. С. Стёпин]. — М. : Мысль, 2010. Т.2. — 2010. — 634 с.
19. Гайденко П. П. Смерть // Новая философская энциклопедия: В 4 т. [руководитель проекта В. С. Стёпин]. — М. : Мысль, 2010. Т.3. — 2010. — 692 с.
20. Никифоров Л. А. Качество // Новая философская энциклопедия: В 4 т. [руководитель проекта В. С. Стёпин]. — М. : Мысль, 2010. Т.2. — 2010. — 634 с.
21. Физиология человека: Compendium. Учебник для высших учебных заведений / [ред. Б. И. Ткаченко]. — СПб, 1996. — 424 с.
22. Мушкамбаров, Н. Н. Молекулярная биология : Учеб. пособие для студентов мед. вузов / Н.Н. Мушкамбаров, С.Л. Кузнецов. — М. : Мед. информ. агентство, 2003. — 535 с.
23. Биология / [ред. Мотузный В. А.]. – К. : Вища школа, 1986. — 368 с.
24. Левин Г. Д. Единство и борьба противоположностей // Новая философская энциклопедия: В 4 т. [руководитель проекта В. С. Стёпин]. — М. : Мысль, 2010. Т.2. — 2010. — 634 с.