Девочка и Дрозд

Моему другу Феликсу Каспаринскому

Жила на свете маленькая девочка. И был у неё друг — птица Дрозд. Каждое утро, как только вставало солнце, он прилетал к ней из леса, где жил на высоком дереве, и они вместе играли и разговаривали. Кроме этой чудесной птицы, не было у девочки друзей: её сторонились и с ней не хотели водиться. К тому же, люди не умеют говорить с птицами, а у этой девочки был друг Дрозд.
— Что за странности? — рассуждали они, разводя руками. — Птицы должны жить по-птичьи, а люди — по-людски.
И всё же девочка иногда слышала, о чём говорят люди, и некоторые из речей занимали её.
— Интересно, — спрашивала она у сидящего рядом Дрозда, — что такое добро? Я многого не понимаю в их речах, но добро — самое странное из всего, что я слышала. Как бы мне разузнать, что это такое? Я бы спросила людей, но они не ответят…
Дрозд застрекотал и захлопал крыльями, а потом вспорхнул с пня, на котором сидел, и опустился на руку к своей подруге. Он много видел и много знал, и всегда отвечал на вопросы, но сейчас оказался в затруднении, ибо объяснить, что такое добро, не мог.
А девочку всё больше и больше мучил этот вопрос, и вот однажды она услыхала, как ей показалось, нечто важное.
— Дрозд! Дрозд! — закричала она, как только завидела его издали. — Я знаю теперь! Добро где-то живёт!
— Где? — спросил Дрозд.
— Я не знаю, но ведь мы сможем его найти, если оно действительно есть!
— Ты хочешь отправиться искать добро?
— Ну конечно! Знаешь, Дрозд, это что-то очень-очень хорошее!
Дрозд посмотрел в сияющие глаза девочки, а потом подлетел и сел ей на плечо. Конечно же, он отправлялся в дорогу вместе с ней.
Много дней и ночей шли они, но вокруг была только каменная пустыня. Поиски начинали казаться безнадёжными, но напрасно Дрозд уговаривал свою подругу вернуться.
— Я должна найти добро, Дрозд, — отвечала она, и Дрозд, вздохнув, умолкал.
И не было конца их пути. А между тем осень вступала в свои права, и становилось всё холоднее. Спрятавшись под каменным навесом от ветра и мелкого неприятного дождя, они пережидали непогоду. Девочка старалась не поддаваться отчаянию, хотя в глубине души крепла мысль: всё напрасно. Ах, если бы знать, что существует то, что они ищут!
— Давай вернёмся, — снова заговорил Дрозд. — Уже холодно, и скоро станет совсем нечего есть. Мы погибнем в горах.
— Я не поверну назад, — упрямо ответила девочка. — Я должна найти добро, должна! Ведь должно быть хоть что-то хорошее в жизни!
— Но мы погибнем! — воскликнул Дрозд. Вообще-то слова подруги задели его, но он не показал вида: в эту минуту было важно другое. — Погибнем, если продолжим путь сейчас! Нам надо вернуться и переждать зиму. Пойдём весной, когда начнёт теплеть и зазеленеет трава! Зимой мы погибнем!
— Да что ты заладил: «погибнем, погибнем»! Ты так боишься смерти? Тогда лети! Ты птица, твои крылья быстро донесут тебя до твоего леса, и ты снова окажешься дома, в тепле! А я продолжу путь, и пусть лучше погибну, если добра действительно нет!
Сидя на камне, Дрозд горько смотрел на девочку, а она повторила:
— Я не вернусь, пока не найду добро. Уходи.
Ещё раз взглянув ей в глаза, Дрозд взмахнул крыльями, поднялся с камня и улетел. Девочка продолжила путь одна.
Сначала она была ещё очень обижена на Дрозда: ведь раньше он всегда её понимал, а тут отказался искать то, что так для неё важно и, больше того, бросил одну! Что правда, она сама его прогнала и теперь всё больше и больше скучала. А он улетел. Он мог бы не улетать, и всё-таки улетел. Улетел, зная, что она погибнет здесь. Ведь она никогда не найдёт добро, потому что его нет…
И ей стало так горько, одиноко и страшно, что девочка села на каменный выступ и заплакала. Теперь она была одна в этом мире. Перед ней была глубокая пропасть, ледяной ветер обдувал так, что немели руки и ноги, и она ничего не ела уже два дня. Если бы она знала раньше, если бы не прогнала Дрозда, если бы он не бросил её… Но птицы должны жить по-птичьи, а люди — по-людски…
— Они были правы, — вздохнула девочка. И в этот момент что-то мягко опустилось на её озябшие плечи, согревая, а в подол платья упали несколько расколотых орехов. Девочка обернулась: рядом с ней на скале сидел Дрозд.
— Дрозд! — воскликнула она, вскакивая и бросаясь к нему. — Ты вернулся! Прости меня!
— Эту шаль одолжила тебе моя соседка Сорока, — сказал Дрозд. — И я нашёл для тебя в лесу несколько орехов — здесь, в горах, уже, должно быть, ничего не найти.
— Спасибо, спасибо! — она была так рада, что Дрозд вернулся.
— Ну а ты, — спросил он, — нашла то, что искала?
— Нашла. Только гораздо ближе, — ответила девочка, обнимая Дрозда.
И несмотря на осень и непогоду, обратный путь оказался легче.
А всем, кто намерен отправиться что-то искать, стоит прислушаться к совету: оглянитесь прежде вокруг, вдруг то, что вы ищите, совсем рядом?

19 сентября 2008 г.