Четверо сыновей


Было у отца три умных сына и один глупый. Умные сыновья учились в университетах и занимались науками, а глупый помогал отцу в поле. И вот пришло время, когда закончили умные сыновья учёбу и вернулись домой, и захотели каждый открыть своё дело, и попросили отца отдать им для этого их наследство. Согласился отец и спросил их:
— На сколько же частей мне его разделить?
— На три, — ответили братья. — Мы умные, сумеем вложить деньги и приумножить их, а глупый брат всё равно не знает, что с ними делать. Он только в поле умеет тебе помогать, вот его пусть и наследует.
— Хорошо, — сказал отец. — Но есть у меня одно условие. Дабы разделить деньги по уму каждого из вас, дам я вам задания, и кто как со своим заданием справится, ток так и получит.
Ты, первый сын, учил языки. Вот же тебе старинный текст, купленый моим дедом у заморского купца. Здесь записан рецепт изысканного вина, но никто до сего дня не сумел его перевести. Поручаю тебе это дело.
Ты, второй сын, стал инженером. Спроектируй же мельницу для помола зерна, чтобы работала она лучше прежней, а от ветра не зависела.
Ты, третий сын, изучал законы. Вот давняя моя тяжба с клеветником, по которой вот уже двадцать лет я выплачиваю ему ежегодно пять процентов моего дохода. Я хочу, чтобы ты, наконец, доказал мою невиновность и восстановил доброе имя.
Времени даю вам два месяца, но через месяц хочу увидеть, как продвигаются ваши труды.
Согласились братья и удалились каждый к себе выполнять отцовское задание. Работали они днями и ночами так усердно, что не было ни у одного из них времени даже выйти из комнаты утром открыть ставни. И вот по прошествии месяца представили они отцу выполненную часть работы.
— Я сделал, как ты велел, отец, — сказал первый сын. — Я поднял все словари и книги, которые нашёл, вспомнил все свои знания, и вот половина текста уже переведена. Ты прав: это действительно изысканное вино, и я уверен, что через месяц представлю тебе его рецепт, и тогда разнесётся слава о твоей винодельне по всей округе.
— Рад слышать это, — отвечал отец. — Скажи же: не помогал ли тебе кто? Сам ли ты справился с моим заданием?
— Никто не помогал! — заверил первый сын. — Я всё делал сам.
— Однако же, — возразил отец, — я не видел тебя ни разу выходящим из комнаты. Когда же ты успевал отворять ставни, покупать свечи, готовить еду и чистить платье?
— Всё это делал для меня глупый брат, но он ничего не понимает в языках, и к плодам моего труда не причастен.
— Тебе виднее, — согласился отец, — но и сам тогда впредь не пользуйся его услугами.
Настала очередь второго сына, и он представил отцу неоконченный чертёж новой мельницы, которая в самом деле обещала быть лучше прежней. Когда же отец спросил его, не помогал ли ему кто, то ответил так же, как и старший его брат. И ему тоже отец впредь запретил пользоваться помощью глупого брата.
Дошла очередь и до третьего. Но не мог он с гордостью представить плоды своего труда, ибо дело было очень сложное, и выходило, что полностью снять обвинение с отца не получится, а только снизить поцент ежегодной выплаты до двух-трёх.
— Думаешь ли ты, что ещё месяц работы поможет найти новые факты? — поинтересовался отец. — Всё же три процента меньше пяти, и я вижу, что ты сделал, что мог. Если хочешь, я уже сейчас отдам тебе половину того, что планировал, и ты сможешь открыть своё дело.
— Мне полагается не половина, а четверть, отец, — сказал третий сын, — ибо младший брат помогал мне всё это время: приносил еду, менял платье, свечи, чинил перья и покупал бумагу. Если хочешь расплатиться со мной немедленно, раздели эти деньги между нами поровну, ибо без него я бы не достиг и этого. Но если ты мне позволишь, я бы поработал с делом ещё месяц, ибо знаю, что ты невиновен и обвинение незаконное.
Согласился отец с его просьбой, и разрешил также ему и дальше пользоваться помощью глупого сына.
И вот закончился второй месяц, и отец позвал своих сыновей, чтобы они показали результаты труда.
И пришёл первый сын уставший, измученный и в грязном платье, потому что не помогал ему никто, и не успевал он сам делать домашнюю работу. Текст же с рецептом был переведён почти весь за исключение последней фразы, а в ней оставалась важная суть. Посмотрел отец на работу сына и развёл руками: текст без сути — что сундук без золота. И не смог выдать старшему его наследства.
И второй сын также пришёл уставший и голодный, и с неоконченным чертежом, и тоже денег от отца не получил.
Третий же сын пришёл радостный и первым делом потребовал, чтобы четвёртого брата переодели в новое платье, ибо понял он всю несправедливость того, что было ранее: всё это время младший брат помогал ему, приносил еду, чистил одежду, ходил по делам, а в последний день отыскал в соседнем городе главного свидетеля, и теперь обвинение может быть полностью снято, и тяжба закрыта, и уже не придётся отцу платить клеветнику, а доброе имя будет восстановлено. Так сказал третий сын, что не справился бы он один, а потому младший его брат заслуживает той же награды, и деньги следует разделить поровну.
И поделил отец долю третьего сына между двумя братьями, а также долю перого и второго сыновей отдал третьему и четвёртому, поделив поровну. И открыл третий сын своё дело, а брата своего младшего взял себе в помощники.
Старшие же сыновья остались у отца работать в поле, а вечерами доделывали каждый свою работу, надеясь по завершении получить с неё прибыль, но тяжело было им и работать в поле, и по дому, и времени на отцовское задание почти не оставалось, а потому затянулось дело надолго.

28 марта 2021г.